Семинар-130

Расширенный семинар отдела
вычислительных систем ИММ УрО РАН

Доклад


Когда и где
2 декабря 2019 г. 15:00, понедельник
Актовый зал ИММ УрО РАН
Докладчики
  • Ченцов Павел Александрович
Название
Сложные системы. Оптимизация работы карьеров. Мультиагентный подход
Аннотация
В современном мире существует большое количество процессов, требующих оптимизации. И их количество неуклонно растет год от года. Цифровизация в разных сферах позволяет налаживать как обратную связь, так и осуществлять в той или иной степени управление объектами. Учитывая то обстоятельство, что эти задачи приходят из реального мира, а не со страниц абстрактных публикаций, при работе с ними возникает ряд проблем.

Например:

1. Задачи часто бывают сформулированы не в полном масштабе. По ходу работы и после внедрения требуется дорабатывать систему под новые требования.
2. Задачи содержат множество разнообразных условий и ограничений.
3. Рассматриваемые системы сложные. Термин достаточно расплывчатый. Тем не менее, один из признаков сложной системы непостоянство внутренних связей и состава системы. Следствием чего является невозможность декомпозиции на подзадачи, построение иерархических, комбинированных алгоритмов.

Данные обстоятельства затрудняют использование серьезных методов оптимизации. Выработка подходов решения подобных задач сама по себе является очень важной и актуальной темой, в первую очередь с практической точки зрения.

В докладе рассматривается одна из таких задач. А именно, задача об оптимизации работы карьеров. Существует транспортная инфраструктура, позволяющая осуществлять транспортировку руды и пустой породы. В эту инфраструктуру входят экскаваторы, самосвалы, дороги, склады, бункера, транспортеры, железнодорожные линии и составы и т.д. В глобальном плане требуется минимизировать издержки при максимизации добычи полезных ископаемых. При детальном рассмотрении возможны варианты: добыть как можно больше руды, но не больше заданного значения, добывать каждый день определенное количество руды, использовать минимум самосвалов, сэкономить как можно больше топлива и т.д. При этом состав инфраструктуры не фиксирован. Могут закрываться и открываться дороги, добавляться самосвалы, изменяться производительность объектов системы и стоимости их работы и т.д.

Для решения задачи был выбран мультиагентный подход, так как он обеспечивает возможность построения эффективных решений в подобных условиях. В докладе рассматривается первая версия алгоритма, оптимизирующего доставку руды и пустой породы от экскаваторов на склады, а также приводится возможная схема использования программного комплекса на реальном предприятии.
Презентация
Ссылка на видео
Видео

Вернуться к списку новостей